С 1709 года Тюмень входила в состав Сибирской губернии, а в 1782 году стала уездным городом Тобольского наместничества. В начале XVIII века Тюмень была крупным транзитным пунктом торговли, через город проходили торговые пути из Китая и всей Сибири в центр России. Находясь на пересечении торговых путей между Западом и Востоком, Тюмень превратилась в «ворота Сибири».
К началу XVIII века Тюмень стала крупным центром ремесла. В ней перепись учла 140 ремесленников, занятых в 23 видах ремесла. Ни в одном сибирском городе не была столь ярко выражена промышленная специализация. Широкое развитие получили обувное, кузнечное, колокольное, мыловаренное производства. Тюмень славилась производством мебели и других изделий из дерева. Богатые окрестные леса давали дешёвое сырьё деревообработчикам. Тюмень славилась строившимися здесь речными судами, санями и массивными яркими дугами, сундуками, ящиками и всем тем, что обеспечивало транзитную торговлю запада и востока.
В конце XVIII века город представлял собой большой массив одноэтажной застройки по обоим берегам Туры и Тюменки. Над ним возвышались главы 10 каменных церквей и 9 колоколен. С исчезновением крепости и острога именно они наряду с ландшафтом стали играть решающую роль в формировании не только силуэта, но и структуры города. Кроме церквей, общественное ядро города составляли воеводская канцелярия, ратуша, 12 хлебных и соляных магазина, 10 кабаков, винный погреб. Число обывательских домов достигало 1 тысячи.
17 декабря 1790 г. Радищев прибыл в Тюмень: «Тюмень стоит на Туре, на высоком берегу». Здесь писатель познакомился с комендантом Ф.И. Бабичевым и земским исправником надворным советником И. Угримовым. Видимо, в доме последнего он и останавливался. Об этом говорит запись в «Записках» Радищева: «До Ушаковой 22; в сей деревне находятся 30 душ помещика Угрюмова». Ушаково – последняя станция, которую Радищев упомянул перед Тюменью. Запись о ней была сделана уже в Тюмени, где он как раз и познакомился с Угримовым, который должен был обеспечить его лошадьми.
Недолгое пребывание в Тюмени не позволило писателю познакомиться с городом подробнее; тем не менее, можно предположить, что его впечатление было в целом благоприятным. Возвращаясь из ссылки, Радищев вновь посетил Тюмень и, видимо, остановился в Заречье, так как в «Дневнике» отметил: «Приехал в Тюмень на рассвете, поставили нас на квартиру, где пировали помолвку свадебную. На сей стороне города (заречная часть) все кожевни… Вообще в Тюмени и в округе оного много всякого ремесла, и целая деревня имеет всегда одно. Неудивительно – из первых городов в Сибири». Так высоко он оценил развитие и значение торгово-ремесленной Тюмени.