Нижний Новгород

Нижний Новгород. XVIII в.

7 октября 1790 года в своем письме к Александру Романовичу Воронцову нижегородский генерал-губернатор  Иван Михайлович Ребиндер писал о Радищеве: «…Оной в Нижний ещё не привезен, а слышал я, что остановлен в Москве за болезнию».

В середине октября 1790 года Радищев выехал из Москвы через Владимирскую заставу. За двумя одинаковыми каменными сторожками, стоящими у двух высоких белых столбов по обеим сторонам дороги, начинался длинный и тяжкий путь в Сибирь. По этой дороге обычно везли и вели арестантов, осужденных на поселение или приговоренных к каторжным работам. Её название вошло в поговорку. Когда говорили: «Ушел по Владимирской», все понимали, что это значит: сослан. В пути Радищев с интересом смотрел на новые места, думал и читал.

Уныло катился арестантский возок. Совсем не грел, а тем более не защищал от ветра рваный полушубок, снятый с какого-то солдата. Раздражал мерный стук кандалов. Радищев был болен, его страшил тяжелый, изнурительный путь почти в 7 тысяч километров. Он знал, что 15 лет назад прошли в далекую Сибирь закованные в кандалы участники пугачевского восстания, и никто из них не вернулся домой. Возможно, такая же участь ждала и его.

Владимирская застава

Нижний Новгород был первой после Москвы продолжительной остановкой «государственного преступника» А.Н. Радищева, который встретил здесь не только дружеское расположение некоторых местных чиновников, но и «снисходительное обращение начальников». В биографии Радищева, написанной его сыном Павлом, говорится: «Граф Воронцов написал ко всем губернаторам тех мест, где должен был проехать сосланный, чтобы с ним обходились снисходительнее».

Расшивка

По ходатайству Воронцова в Нижнем Новгороде с Радищева сняли кандалы и уменьшили стражу. 22 октября 1790 года губернатор И.М. Рибендер в письме уведомлял графа А.Р. Воронцова: «С прошедшей почтой изъяснился я Вашему сиятельству письмом моим о несчастном бывшем советнике Радищеве, что он в Нижний Новгород еще не привезен, а теперь поспешаю уведомить, что, приостановлен быв на несколько дней в Нижнем, 20-го числа сего октября отправлен далее по тракту…». В день отъезда из Нижнего  писатель сообщал графу о своем состоянии и обращался к нему с рядом просьб, замолчав после этого на целый месяц.

У Радищева появилась возможность подробнее изучить эти места, которые он проезжал шестью с половиной годами ранее. В 1797 году, возвращаясь из Сибири, Радищев писал А.Р. Воронцову из Лаишева: «… К Петрову дню мы будем в Нижнем… Мне очень грустно, что… я не смею свернуть с дороги, чтобы навестить батюшку с матушкой». Отрезок пути от Перми до Нижнего Новгорода по Каме и Волге писатель проделал на бурлацкой расшиве, а в самом городе прожил почти две недели, обозревая местные достопримечательности, и регулярно обедая у губернатора.